Кафедра глазных болезней
Педиатрический факультет
Российский Государственный Медицинский Университет

письмо*   в избранное1


на главную


Ophtalmology Department
Pediatrics Faculty
Russian State Medical University

  русский  english

Научная работа

На главную

Научная работа

О кафедре
Лечебные услуги
Студентам
Ссылки
Архив
Гостевая книга

 

 

 




 

 



МИОПИЯ/ MYOPIA
Школа здоровья: от сказки к профилактике близорукости у детей.
С.А. Обрубов д.м.н., доцент, Е.И. Сидоренко, д.м.н., проф. School of heath: from a fairy tale to prevention of short-sightedness at children.
Obrubov S.A., Sidorenko E.I.

Российский Государственный Медицинский Университет.
Кафедра глазных болезней педиатрического факультета.


The major task of children eye care specialists is to culture the proper habits of vision in children. We've wrote a special "fairy tale" about a magic travel of several fantastic characters, by which children learn about eye structure and functions. This fairy tale promotes imagination development and teaches children to protect their own eyes. Our program based on this fantastic material was successfully used during a year at the Center of the Social Care of Children.


Со времени появления в 1866 году работы немецкого ученого офтальмолога Cohna о школьном, или рабочем, происхождении близорукости прошло много лет, но до сих пор трудно сказать, разъяснилась или еще более запуталась проблема миопии.Несмотря на то, что за это время отечественная и зарубежная литература обогатилась несколькими фундаментальными монографиями и большим количеством самых разнообразных публикаций, многие проблемы устранить до сегодняшнего дня не представляется возможным.

К их числу можно отнести низкую эффективность профилактики и лечения прогрессирующей близорукости у детей младшего школьного возраста. Офтальмологи часто испытывают разочарования, так как близорукость у данного контингента детей отличается особенно бурным прогрессированием. Другой причиной такой неудовлетворенности являются результаты комплексной оценки состояния здоровья детей современной школы, показавшие, что среди них практически отсутствуют здоровые дети с нормальным развитием и уровнем

функционирования организма (только 14% детей). У большинства детей (86%) при осмотре выявляются морфологические и функциональные отклонения в 49.4%, хронические заболевания в 36,6% случаев. Наблюдается отчетливая тенденция к росту частоты отдельных нозологических форм. Более чем за 30 лет (с1960 по 1993год) численность практически здоровых школьников в первых классах снизилась с 61 до 46% (из государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации», 1996). По данным, полученным нашей кафедрой во время профилактических осмотров в школе № 109 (директор- д.п.н. Е.А. Ямбург), заболевания органа зрения занимают второе место (20%) в структуре школьной заболеваемости после функциональных расстройств психоневрологического характера (37%).

В целом, количество детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в 1.5 раза. Эти тревожные цифры обусловлены многими причинами, в частности, отсутствием у детей должных представлений о здоровом образе жизни. Именно эти обстоятельства и привели к созданию первой в России сети школ формирования здоровья, которые были конституированы министерствами здравоохранения и образования России и включены в декабре 1994 года в Европейскую сеть школ формирования здоровья, созданную в рамках совместного проекта Всемирной организации здравоохранения, Европейского Совета и Комиссии Европейских сообществ.

Поскольку ребенок проводит в детском саду и школе половину своей «детской жизни», совершенно очевидно, что именно эти учреждения и должны стать тем местом, где формируется здоровье, а профилактическая деятельность должна переместиться из лечебного учреждения в образовательное.

Изменение стратегии отразилось и на терминах. Термин «охрана здоровья» сначала был изменен на «укрепление здоровья», а сегодня он трансформирован в еще более активный термин «формирование здоровья».Главным местом по формированию здоровья становится семья и школа. Важнейшую социальную роль играет учитель здоровья, проводящий соответствующие уроки в школе. При этом у ребенка воспитывается ответственность как за свое здоровье, так и за здоровье окружающих.

Многолетняя совместная работа по санитарному просвещению в школе показывает, что от лекций о здоровых глазах реальных изменений в состоянии органа зрения не происходит. А материалы, полученные при изучении особенностей психофизиологического развития детей младшего школьного возраста с близорукостью, свидетельствуют об определенной инфантильности, несоответствии паспортного и реальных возрастов, недостаточном уровне зрелости структур головного мозга ребенка. Тот факт, что у 52% детей данной возрастной группы многие понятия ассоциируются со сказочными образами, привели нас к мысли об использовании именно сказочного материала в проведении как познавательной работы, так и в формировании культуры зрительной деятельности.

Сказки, конечно, есть в каждом доме. В школьном и младшем школьном возрасте их охотно слушают дети. Из них они черпают множество знаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Однако, перечитав известные сказки Пушкина, Ершова, Жуковского, Даля, Аксакова и многих других авторов, мы обнаружили, что они более подходят для усвоения народной поэзии, языка, воспитания правильной устной речи. Для нас же не сказка сама была по себе важна, а культура которую она воспитывала. Не случайно, многие исследователи признают важное значение культурных факторов, оказывающих определяющее воздействие на психологическое состояние. Представления о близорукости и ее профилактике также видоизменяются не только в различных культурах, но с течением времени, в пределах одной и той же культуры.

Полагаем, что одной из важнейших задач, стоящих перед детскими офтальмологами, является формирование культуры зрительной деятельности у детей, начиная с самого раннего возраста. Причем основой этой культуры служат знания дошкольников и детей младшего школьного возраста об устройстве зрительного анализатора. Раннее проведенные психологические исследования в этой области убедили нас в том, что в большинстве своем представления детей о глазах поверхностны и явно не способствуют осознанной зрительной деятельности и уж тем более при обнаруженной у них патологии.

Идею офтальмологической сказки нам помог реализовать хорошо известный клиницистам факт взаимосвязи между «лучистыми» фигурами светорассеяния и анатомической структурой глаза. Так родилась сказка «необыкновенное путешествие Ясли и Осли в Глаз-Град». Работа со сказкой идет в нетрадиционном ключе. Этому способствует введение вместо традиционных сказочных персонажей двух очаровательных звездочек Ясли и Осли. На примере путешествия этих героев детям рассказывается об анатомическом строении и некоторых функций различных отделов глаза.

«Необыкновенное путешествие Ясли и Осли в Глаз-Град» следует понимать как дополнение к реальной жизни, а не как замену самой реальной действительности. В результате этого ребенок не испытывает разочарования. Потому что эта сказка про него самого. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки, почти о каждом жителе Глаз-Града написаны короткие и легко запоминающиеся стихи. Разбирая их вместе с ребенком и обсуждая смысл каждого , взрослые помогают малышу уяснить строение зрительного анализатора. «Необыкновенное путешествие Ясли и Осли в Глаз-Град» развивает фантазию и учит беречь собственные глаза. На примере заболевания близорукостью главные герои обучают детей некоторым полезным навыкам.

Первым из офтальмологов, кто поддержал идею создания офтальмологической сказки, стал доктор медицинских наук, профессор В.С. Беляев. В рецензии на опубликованную сказку он написал:«…Особенностью написанной сказки является то, что она будит мысль, в этом ее достоинство. А предназначение детских врачей не только в том, чтобы лечить, оперировать, но и научить детей чувствовать свой организм. И здесь без сказки не обойтись. Язык сказки куда более понятен, нежели трезвый язык традиционных медицинских рекомендаций…».

Совместно с Л.М. Феррои, сотрудником Комплекса социальной помощи детям и подросткам , нами была разработана методическая программа. Содержание программы направлено на то, чтобы научить детей оригинально, непривычно, по своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Программа по использованию сказочного материала была апробирована в течение учебного года на базе Комплекса социальной помощи детям и подросткам (директор к.м.н. В.Н. Косаткин ). Полученные результаты позволяют сделать предварительный, что программа имеет практическую ценность, и вселяют уверенность, что дальнейшие исследования в этом направлении будут полезны.

Таким образом, состояние здоровья и органа зрения детей дошкольного и младшего школьного возраста вызывает тревогу. Проблема близорукости, хотя и является междисциплинарной, не может решаться без учета ее культурных аспектов. Наша работа в школе по формированию здоровья показывает необходимость активного участия педагогов в охране зрения, а не только органов здравоохранения. Поскольку большинство привычек, в том числе и привычки личной гигиены, формируются в детстве, для детей дошкольного и младшего школьного возраста особенно важно активно внедрять учебно- просветительские программы по формированию культуры зрительной деятельности. Полагаем, что ребенку, который может заболеть завтра, воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих несомненно поможет устранить и разрешить многие проблемы.

9на главную 7назад вперед8 наверх5

научная работа || информация о кафедре || лечебные услугии || ннформация для студентов || полезные ссылки ||гостевая книга
письмо*   в избранное1

disign&scripting: Sharkov; Annabel ® 2002

 editor:

Сайт управляется системой uCoz